ФГБОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "СНЕГИРИ"­­ 
Управления делами Президента Российской Федерации
функциональная грамотность
 

Актуальность проекта
Актуальность проекта «Функциональная грамотность» обусловлена задачами национального проекта «Образование», в частности задачей «Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». Одним из исследований, проверяющих уровень качества общего образования является международное исследование PISA. По результатам исследований Россия занимает место в третьем десятке стран, в зависимости от вида грамотности.
Степень владения навыками необходимыми для формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, определяет понятие «Функциональная грамотность».
Функциональная грамотность, не сама цель, а средство, обеспечивающее ребенку возможность адаптации и самореализации в обществе.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В обновлённом стандарте ФГОС НОО отмечается, что развитие функциональной грамотности обучающихся в начальной школе зависит от способностей младших школьников решать поставленные перед ними учебные задачи и жизненные проблемные ситуации, опираясь на сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. В результате ученики овладевают важными компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Цель: повышение уровня функциональной грамотности младших школьников, посредством применения эффективных технологий, методов, форм обучения и воспитания.

Задачи:
1.Применение современных педагогических технологий, направленные на реализацию модели формирования предпосылок функциональной грамотности;
2. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся;
3.Формирование метапредметных результатов;
4.Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися;
5.Улучшение образовательной среды.

Тип проекта: общеинтеллектуальный
Участники проекта:
Учащиеся 1-4 классов Прогимназии «Снегири», педагоги, родители.

Сроки реализации проекта:
в течение учебного года

Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства, участвовать в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, сопоставлять доходы и расходы, выполнять простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера, работать над проектами и исследованиями;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные результаты в зависимости от модуля программы «Функциональная грамотность»:
  • «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни;
  • «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах, проводить математические рассуждения, использовать математические понятия и факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование экономических терминов, представление о роли денег в семье и обществе, умение характеризовать виды и функции денег, знание источников доходов и направлений расходов семьи, умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет, определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения, проведение элементарных финансовых расчётов;
  • «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов, понимание основных особенностей естествознания как формы человеческого познания.
© 1959-2025 ФГБОУ "Прогимназия "Снегири"